Критерии оценки деятельности кадровых агентств
Дмитрий Злобин, руководитель департамента подбора персонала, ЗАО "Евроменеджмент" (Москва)
Если вы руководитель компании или менеджер по персоналу, если круг ваших друзей и родственников, друзей ваших родственников и родственников ваших друзей исчерпан и вы не знаете, кого еще попросить, чтобы вам порекомендовали нужного сотрудника - это верный признак того, что пришло время обратиться в кадровое агентство. Если вы устали самостоятельно давать объявления о вакансиях в газеты и в Интернет, устали самостоятельно обзванивать кандидатов, приславших свои резюме, встречаться с ними для собеседований, проверять рекомендации - это значит, вам пора в кадровое агентство.
Но какое агентство выбрать? По каким критерием оценить то самое кадровое агентство, которое решит вашу проблему поиска и отбора нового сотрудника?
На мой взгляд, имеет смысл условно разделить кадровые агентства (компании, оказывающие услуги по поиску и подбору персонала в России) на два типа:
А - кадровые агентства или центры
Б - консалтинговые компании.
Важно при этом не путать кадровые агентства (далее КА) с агентствами по трудоустройству (АТ). Основное отличие КА от АТ в том, что услуги первых оплачивают работодатели, а услуги вторых - кандидаты. Хотя иногда АТ умудряются брать оплату и с граждан, и с работодателей. Критерии оценки АТ оставим за рамками этой статьи.
Кадровые агентства или кадровые центры денег с кандидатов не берут, потому что их заказчиком является работодатель, которому собственно и оказываются услуги, перед которым КА несет ответственность за качество работы. Размеры гонораров КА могут колебаться от половины заработной платы подбираемого специалиста, до трех з/п, а форма оплаты варьируется от оплаты гонорара агентству по факту выхода кандидата на работу к Заказчику до оплаты после прохождения кандидатом испытательного срока. Других услуг, кроме поиска и подбора персонала, кадровые агентства и кадровые центры, как правило, не оказывают.
Консалтинговые компании также берут гонорары только с работодателей, но, наряду с услугами по поиску и подбору персонала, для своих заказчиков осуществляют кадровый, управленческий и другие виды консалтинга, организуют и проводят семинары и тренинги. Эти услуги могут предоставляться как в комплексе, так и раздельно.
Итак, по каким же критериям целесообразно оценивать и выбирать КА и консалтинговые компании для размещения заказов на поиск и подбор персонала?
Безусловно, важным критерием на любом рынке (товарном, финансовом, кадровом) является устная рекомендация. Это бесспорный лидер среди критериев отбора, т.к. рекомендатель, советуя вам купить тот или иной товар (услугу) у конкретной компании, снимает с вас груз проблем по сбору и анализу информации. Вы либо доверяете рекомендателю, т. к. он ни разу не ошибся, либо относитесь к его совету настороженно. Чаще всего, рекомендации обратиться в кадровое агентство осуществляются на уровне топ-менеджеров или директоров по персоналу по-житейски просто, в бизнес-клубах, на профессиональных встречах и т.д.
Другим распространенным критерием оценки и выбора кадрового агентства является оценка опубликованных рейтингов. Но, на мой взгляд, осуществлять выбор агентства только на основании занятого им места в рейтинге нецелесообразно, разумнее разделить агентства по десяткам и поочередно самостоятельно оценить первую десятку, затем вторую десятку и т.д. Тот факт, что агентство попало в рейтинг, уже достаточное основание для более детального знакомства с ним. Если особого доверия рейтингам нет, то можно попытаться создать свой рейтинг. Эта достаточно трудоемкая работа, требующая определенных людских и временных ресурсов. Поэтому, если в кадровой службе заказчика-работодателя нет специалиста, который имеет личный опыт работы с кадровыми агентствами разного типа, который методом проб и ошибок за два - три года не сформировал своих личных критериев оценки, то вам потребуется пара месяцев на выполнение этой работы.
Следующим важным критерием оценки и выбора кадрового агентства является стоимость услуг и виды гарантийных обязательств. Достаточно позвонить в три - пять кадровых агентств и выбрать для себя наиболее подходящий по ценам, формам оплаты и гарантийным обязательствам вариант. Гонорары КА исчисляют либо заработными платами подбираемых кандидатов, либо % от годового дохода кандидата. Обычная при этом формула расчета годового дохода такова:
ГД = З/Пи.с.*А + З/Посн.*Б + % + бонусы,
где:
З/Пи.с. - заработная плата на испытательный срок
* - умножение
А- продолжительность испытательного срока в месяцах
З/Посн. - заработная плата после испытательного срока
Б - количество месяцев, остающихся после испытательного срока до полного года
% - премиальные выплаты,
бонусы - стоимость дополнительных льгот.
Возможные расценки: от 0,5 до 3 з/п либо от 8 до 30 % годового дохода.
Основные формы оплаты:
- оплата по факту выхода кандидата на работу в размере 100% в течение 3-10 дней,
- оплата 30, 50, 70% по факту выхода кандидата на работу, а остаток после испытательного срока или через согласованное количество дней;
- предоплата 30, 50, 70%, а остаток после выхода кандидата на работу;
- 100% после прохождения кандидатом испытательного срока.
Основные виды гарантийных обязательств:
- одноразовая бесплатная замена кандидата, не прошедшего испытательный срок;
- трехкратная бесплатная замена кандидата, не прошедшего испытательный срок;
- однократная замена + возврат 30, 50, 70% полученного гонорара;
- возврат 30, 50, 70% полученного гонорара.
Но вот как выбрать одно-два агентства из тех, которые предлагают примерно одинаковые условия для заказчиков? Можно пригласить представителей агентств к себе в офис и устроить "смотрины". Но если позволяет время, то лучше подъехать в эти агентства и своими глазами оценить материально-технические и людские ресурсы агентства, а также попытаться выяснить, какими технологическими ресурсами располагает агентство.
Прошлым летом компания "Евроменеджмент" была назначена ответственным исполнителем, а автор статьи - координатором совместного проекта Комитета труда и занятости правительства Москвы (КТиЗ ПМ) и Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП). Проект этот получил название "Разработка комплекса критериев оценки деятельности коммерческих кадровых агентств для оптимизации их работы и лицензирования". Для проведения работ по проекту была сформирована временная рабочая группа в составе: Агентство "Анкор", Агентство "БЛМ-Консорт", ЗАО "Евроменеджмент", Агентство "Империя Кадров", Агентство "Контакт", Компания "Эксперт и партнеры". В качестве предмета исследования в рамках проекта были определены:
- критерии оценки деятельности КА по параметрам: материально-технические ресурсы, людские ресурсы, технологические ресурсы, социальная активность;
- стандарты работы КА, в частности, необходимость введения единых стандартов деятельности и непосредственно содержание стандартов.
Для проверки основной гипотезы и решения конкретных задач проекта было проведено широкомасштабное, углубленное социологическое исследование по выяснению мнений основных участников рынка труда - работодателей, представителей кадровых агентств и кандидатов. В качестве основного метода проведения социологического исследования был выбран метод анкетного опроса.
Информация о проекте и раздаточные анкеты были разосланы более, чем в 400 кадровых агентств Москвы, Санкт-Петербурга и других городов РФ, директорам и менеджерам по персоналу более 2000 российских и иностранных компаний. В конце прошлого года проект был успешно завершен.
В рамках проекта АКПП и КТиЗ ПМ также исследовались критерии оценки деятельности КА по параметрам: материально-технические ресурсы, людские ресурсы, технологические ресурсы, социальная активность. Список возможных критериев оценки, позволяющих раскрыть содержание данных параметров, был предложен для оценки степени их значимости и влияния на итоговую оценку. В результате статистической обработки критерии были проранжированы. Таким образом, был определен абсолютный показатель значимости каждого из них при принятии решения о выборе КА.
В таблице приведены критерии оценки КА, структурированные по полученным рангам значимости для всей выборки опрошенных (от 25 - ранг, полученный наиболее значимым критерием, до 1 - самый низкий ранг).
Безусловно, представленные критерии не являются идеальными и, тем более, исчерпывающими, но я надеюсь, что они помогут вам в оценке и выборе кадрового агентства.
Выводы из вышеприведенных предположений, утверждений и рекомендаций можно сделать самые разные. Как говорится: "На вкус и цвет - товарищей нет".
Таблица критериев
Критерий
|
Ранг
|
Наличие налаженных каналов связи: телефон, факс, электронная почта |
25
|
Наличие структурированной системы учета и хранения информации о кандидатах |
24
|
Отсутствие задолженности по налогам перед бюджетом |
23
|
Наличие офиса, имеющего раздельные помещения для приема кандидатов и работы сотрудников |
21
|
Присутствие КА в опубликованных рейтингах, информационных и информационно-аналитических справочниках, изданиях |
21
|
Членство в профессиональных объединениях |
19
|
Активное участие в конференциях, семинарах и других мероприятиях, проводимых профессиональными объединениями |
19
|
Наличие выделенных для заказчика телефонных линий (не менее двух) |
18
|
Наличие структурированной системы автоматизированного учета и хранения информации о кандидатах, обеспечивающих конфиденциальность данных |
16
|
Документально подтвержденная приверженность в своей работе стандартам АКПП |
16
|
Наличие официальной страницы в сети Интернет |
15
|
Сотрудники (не менее двух человек) должны иметь документально подтвержденный опыт работы в подборе кадров не менее 1 года |
14
|
Наличие положительных рекомендаций от работодателей (не менее трех) |
13
|
Руководителем должен быть специалист в области людских ресурсов с опытом работы в данной сфере не менее трех лет |
11
|
Наличие четкого алгоритма (инструкции) поиска, отбора и представления кандидатов заказчику |
11
|
Нахождение центрального офиса компании по указанному адресу более одного года |
10
|
Руководителем КА должен быть специалист, имеющий опыт работы в области людских ресурсов не менее 5 лет |
9
|
Наличие четкого алгоритма (инструкции) поиска и получения заказов от работодателей |
7
|
Документально подтвержденные факты выполненных заказов на подбор персонала (не менее 50 трудоустроенных человек) |
7
|
Положительный бухгалтерский баланс за прошедший период (не менее одного года |
5
|
Наличие положительных рекомендаций от кандидатов (не менее 10) |
5
|
Сотрудников должно быть не менее 15 человек, из них консультантов (рекрутеров) с опытом работы не менее 1 года - от 5 человек |
4
|
Наличие опубликованных в СМИ статей |
3
|
Наличие офисных площадей от 100м.кв. |
2
|
Наличие телефонных линий от 5 |
1
|
«Элитный персонал», 2004
|
|
НАШИ ВАКАНСИИ
|
|
|
Менеджер (директор) направления продаж в электроэнергетике Менеджер направления управленческого консалтинга (Ведущий консультант) Менеджер направления кадрового консалтинга (Ведущий консультант)
Полный список вакансий
|
|
|
НОВОСТИ КОМПАНИИ
|
|
|
|
|
|
ПАРТНЕРЫ
|
|
|
|
|
|
|