Генеральное направление
Юлия Тихонова, старший консультант направления «Кадровый консалтинг» ЗАО «Евроменеджмент»
Каковы основные этапы процесса разработки политики управления человеческими ресурсами? Кто из сотрудников компании должен быть вовлечен в данный процесс и как он осуществляется технически? Вот основные вопросы, стоящие перед управленцами и HR-специалистами, которым предстоит разрабатывать политику управления человеческими ресурсами компании.
Настоящая статья рассказывает об опыте формирования такой политики в финансово-кредитных учреждениях на примере одного из российских коммерческих банков.
Параметры исследования
Прежде чем перейти к рассмотрению практического таймера, хотелось бы обратить внимание читателей на особенности работы с персоналом финансово-кредитных учреждений. Среди факторов, определяющих отраслевые особенности организации работы с персоналом в банковском секторе, можно выделить следующее:
- более жесткие требования к образованию банковских работников (в условиях быстрого устаревания профессиональных знаний);
- высокий уровень профессиональной специализации основной части работников банка (в отличие от других отраслей, здесь могут присутствовать до шести уровней углубления специализации);
- повышенные требования к лояльности персонала, связанные с высокой степенью уязвимости банка к угрозам со стороны собственных работников;
- высокий уровень стрессов (это касается большинства сотрудников, в том числе и из исполнительского состава);
- более высокий уровень затрат на персонал в связи с преимущественным использованием высококвалифицированных и, как следствие, высокооплачиваемых специалистов;
- необходимость постоянного инвестирования в повышение квалификации персонала.
Проследим, как создается политика управления человеческими ресурсами в коммерческом банке среднего размера с общей численностью персонала около 450 человек (далее — Банк). Это учреждение предлагает широкий спектр традиционных банковских продуктов физическим и юридическим лицам, а также создает новые, применяя современные управленческие и информационные технологии.
Среди главных стратегических целей Банка на 2006—2008 гг. можно назвать:
- развитие имиджа и продвижение бренда;
- развитие филиальной сети, способной эффективно конкурировать на региональных рынках;
- оптимизацию систем управления Банком и контроля рисков;
- совершенствование клиенто-ориентированного подхода;
- построение комплексной автоматизированной системы управления Банком.
Создание политики управления человеческими ресурсами предусматривало ряд этапов:
- Формирование рабочей группы.
- Определение ключевых направлений политики управления человеческими ресурсами, способствующих достижению целей Банка.
- Выделение кадровых мероприятий в рамках каждого направления политики управления человеческими ресурсами на оперативном уровне.
- Оценка мероприятий с точки зрения их значимости и обеспеченности ресурсами и их ранжирование.
- Составление плана работы с персоналом.
Этап 1
На первом этапе в состав рабочей группы по формированию политики управления человеческими ресурсами вошли следующие должностные лица:
- председатель правления;
- члены правления (заместители председателя правления по различным направлениям деятельности: маркетинг, финансовый менеджмент, управление качеством, управление персоналом, управление безопасностью и т. д.);
- ведущие специалисты по различным направлениям деятельности Банка, выступающие в роли экспертов;
- привлеченные консультанты по управлению персоналом.
Как уже упоминалось выше, процесс разработки политики управления человеческими ресурсами подразумевает несколько этапов, поэтому состав рабочей группы на протяжении проекта менялся, но костяк в лице топ-менеджеров и привлеченных консультантов оставался неизменным на протяжении всех этапов.
Этап 2
Для реализации системного подхода в развитии Банка политика управления человеческими ресурсами должна основываться на стратегии развития Банка в целом. Подобный подход позволяет работать на достижение определенных понятных целей, которые едины для стратегического и оперативного уровней управления.
В связи с особенностями организации работы с персоналом в финансово-кредитных учреждениях, о которых говорилось в начале статьи, и учитывая приоритетные цели Банка, среди основных направлений политики управления человеческими ресурсами были выделены:
- обеспечение персоналом (как в количественном отношении, так и в отношении определенной квалификации);
- оценка персонала;
- развитие человеческих ресурсов, обеспечивающее поддержание уровня квалификации персонала на должном уровне;
- стимулирование, обеспечивающее условия подбора, удержания и мотивации сотрудников на всех уровнях управления;
- регламентация деятельности.
Таблица 1. Пересечение целей развития Банка и направлений политики управления персоналом
|
Развитие имиджа и продвиже- ние бренда |
Развитие филиальной сети Байка, способной эффективно конкурировать на региональ- ных рынках |
Оптимизация систем управления Банком и контроля рисков |
Совершенство- вание клиенто-ориентирован- ного подхода |
Построение комплексной автоматизиро- ванной системы управления Банком |
Обеспечение персоналом |
+ |
+ |
+ |
|
|
Оценка персонала |
+ |
|
+ |
+ |
|
Развитие человеческих ресурсов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Мотивация и стимулирование персонала |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Регламентация деятельности |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
Результаты сопоставления целей развития Банка и основных направлений политики управления человеческими ресурсами представлены в табл. 1 (пересечения отмечены знаком «плюс»).
Также на втором этапе участники рабочей сессии сформулировали ключевые моменты, характерные для каждого направления политики управления человеческими ресурсами, и принципы, в соответствии с которыми должно реализовываться то или иное направление. Так, например, деятельность по обеспечению персоналом, в конечном счете, должна быть нацелена на привлечение и удержание необходимых Банку сотрудников и эффективное их использование в рамках достижения целей Банка.
Обеспечение персоналом осуществляется с соблюдением следующих принципов:
- ориентация на внутренние ресурсы. При закрытии любой вакантной должности в первую очередь рассматриваются кандидаты из числа сотрудников Банка. Поиск внешних кандидатов на вакантную должность проводится только в том случае, если по результатам внутреннего отбора не был найден ни один кандидат, соответствующий требованиям вакантной должности;
- конкурсностъ отбора кандидатов. Для проведения отбора кандидатов на вакантную должность необходимо наличие не менее двух претендентов, соответствующих формальным требованиям вакантной должности;
- объективность оценок и сравнения. Для проведения оценки кандидатов на вакантную должность необходимо применение объективных методов оценки персонала. Оценка и сравнение кандидатов на вакантную должность производятся в соответствии с компетенциями, разработанными для каждой должности;
- обязательность испытательного срока. Каждый сотрудник, принятый на вакантную должность, проходит испытательный срок, за исключением тех случаев, когда это запрещено законодательством.
Поиск и отбор квалифицированных кадров в Банк проводятся с целью замещения вакантных должностей кандидатами, максимально соответствующими по формальным требованиям и компетенциям, необходимым для эффективного выполнения должностных обязанностей.
Отбору кандидатов на вакантную должность должно предшествовать определение квалификационных требований к должности, на основании которых можно проводить поиск целенаправленно. Квалификационные требования определяются по результатам анализа деятельности специалиста, занимавшего данную должность, и на основании компетенций, разработанных для нее. Подбор осуществляется специалистами департамента управления персоналом на основании результатов анализа потребности в персонале подразделений Банка на планируемый период и заявок руководителей подразделений на поиск кандидатов.
Для пополнения базы потенциальных кандидатов на вакантные должности специалистам по работе с персоналом необходимо применять различные методы (привлечение кадровых агентств, служб занятости населения, объявления в СМИ, обращение за рекомендациями к сотрудникам Банка и др.).
В ходе отбора в обязательном порядке производится оценка кандидатов, выразивших желание занять вакансию. Оценка дается по каждой компетенции с использованием различных методов (анализ анкетных данных, собеседование, профессиональное тестирование, психологическая диагностика, экспертная характеристика и др.). Кандидатов оценивают специалисты по управлению персоналом, руководитель, в подразделение которого приглашается сотрудник, психологи, специально созданные конкурсные комиссии и другие эксперты из числа наиболее квалифицированных сотрудников Банка.
При необходимости департамент управления персоналом может привлекать для оценки кандидатов и внешних экспертов в лице консалтинговых компаний, кадровых агентств и пр.
Данные положения впоследствии фиксируются в документе под названием «Политика в области управления человеческими ресурсами», который является определяющим при управлении кадрами Банка. Также данный документ служит отправной точкой для выделения ключевых мероприятий по работе с персоналом на оперативном уровне.
Этап З
На третьем этапе происходит выделение в рамках каждого направления политики управления человеческими ресурсами конкретных мероприятий с привязкой к целям развития Банка и с учетом ключевых моментов, присущих каждому направлению.
На данном этапе был использован достаточно распространенный метод «мозгового штурма», в ходе которого каждый из участников рабочей сессии предложил свой перечень мероприятий по каждому направлению.
Ввиду большого объема информации в рамках статьи представляется возможным указать только часть перечня предложенных мероприятий:
1. Обеспечение Банка персоналом.
1.1. Заключение с региональными кадровыми агентствами договоров о подборе ключевого персонала в филиалы Банка.
1.2. Размещение объявлений о вакансиях в специализированных печатных СМИ.
..........
2. Оценка персонала.
2.1. Внедрение процедуры психологического тестирования соискателей на должности, подразумевающие повышенную стрессоопасность.
2.2. Разработка процедуры оценки социально-психологического климата в структурных подразделениях Банка.
..........
3. Развитие человеческих ресурсов.
3.1. Подбор провайдера для организации тренингов по стрессоустойчивости для персонала определенных категорий.
3.2. Организация регулярного обучения линейных руководителей и ведущих специалистов в образовательных центрах (повышение квалификации) или иных финансовых организациях (стажировка).
..........
4. Мотивация и стимулирование персонала.
4.1. Разработка гибких схем основной оплаты труда, прямо зависящих от индивидуальных результатов работы сотрудника в течение расчетного периода (для персонала зарабатывающих подразделений).
4.2. Разработка форм социальной поддержки групповой и индивидуальной направленности, выступающих в качестве прямого дополнительного инструмента в системе мотивации сотрудников конкретных подразделений и по отдельным должностям.
..........
5. Регламентация деятельности.
5.1. Доработка должностных инструкций.
5.2. Создание положений о подразделениях и о направлениях деятельности.
Этап 4
По разработанной консультантами схеме участникам рабочей группы было предложено критически рассмотреть перечень мероприятий, сформированный на предыдущем этапе. Каждый из экспертов должен был оценить мероприятие с точки зрения его актуальности и наличия ресурсов для реализации.
Далее консультанты проанализировали оценки экспертов и представили коллегиальный взгляд на наиболее важные и обеспеченные ресурсами мероприятия. При анализе выяснилось, что взгляды экспертов на часть мероприятий в значительной степени расходятся. По данным пунктам было проведено дальнейшее обсуждение, после чего была получена согласованная картина.
После выявления важных и обеспеченных ресурсами мероприятий участники приступили к их ранжированию. Использовался следующий принцип: из предложенных к рассмотрению мероприятий выделялось наиболее значимое — ему присваивался максимальный ранг (10), из оставшихся выделялось наименее значимое — ему присваивался минимальный ранг (1). Далее процесс повторялся. Каждый участник рабочей группы (кроме привлеченных консультантов) рассматривал одновременно не более десяти мероприятий. Ранги и голоса суммировались по каждому мероприятию; в результате получился список, где все они приводились в порядке значимости. Помимо рангов на данном этапе были определены временные и финансовые затраты на реализацию того или иного мероприятия, а также закреплены ответственные исполнители.
По итогам четвертого этапа был создан документ, являющийся отправной точкой к подготовке плана мероприятий по работе с персоналом. Фрагмент документа представлен в табл. 2.
Как видно из таблицы, часть мероприятий была передана на реализацию консалтинговой компании, так как рабочая группа посчитала это более выгодным с точки зрения финансовых и временных затрат.
Этап 5
На заключительном этапе был сформирован план работы с персоналом. Формат данного документа, разделенного на пять столбцов, соответствует принятому в Банке формату планирования деятельности подразделений.
Первый («Наименование мероприятия») и второй («Временной период») столбцы заполняются исходя из данных, которые приведены в табл. 2. Впоследствии эти сведения понадобятся для составления сетевого графика реализации мероприятий.
Таблица 2. приоритетность реализации мероприятий по работе с персоналом
Наименование мероприятия по работе с персоналом |
Ранг |
Временные затраты |
Финансовые затраты |
Ответственный |
Заключение с региональными кадровыми агентствами договоров о подборе ключевого персонала в филиалы Банка |
1 |
2 мес. |
Требования конфиденциальности не позволяют опубликовать в настоящей статье сведения о финансовых затратах |
Заместитель председателя правления по работе с персоналом |
Разработка гибких схем основной оплаты труда, прямо зависящих от индивидуальных результатов работы сотрудника в течение расчетного периода (для персонала зарабатывающих подразделений) |
2 |
1,5 мес. |
Консалтинговая компания |
Создание положений о подразделениях и о направлениях деятельности |
3 |
З меc. |
Консалтинговая компания |
Внедрение процедуры психологического тестирования соискателей на должности, подразумевающие повышенную стрессоопасность |
4 |
1,5 мес. |
Заместитель председатепя правления по работе с персоналом |
Разработка процедуры оценки социально-психологического климата в структурных подразделениях Банка |
5 |
2 мес. |
Заместитель председателя правления по работе с персоналом |
Подбор провайдера для организации тренингов по стрессоустойчивости для персонала определенных категорий |
6 |
1 мес. |
Заместитель председателя правления по работе с персоналом |
Организация обучения линейных руководителей и ведущих специалистов в образовательных центрах (повышение квалификации) или иных финансовых организациях (стажировка) |
7 |
Регулярно |
Заместитель председателя правления по работе с персонапом |
Разработка форм социальной поддержки групповой и индивидуапьной направленности, выступающих в качестве прямого дополнительного инструмента в системе мотивации сотрудников конкретных подразделений и по отдельным должностям |
8 |
1,5 мес. |
Консаптинговая компания |
Доработка должностных инструкций |
9 |
2 мес. |
Заместитель председателя правления по работе с персоналом |
Размещение объявлений о вакансиях в специализированных печатных СМИ |
10 |
Регулярно |
Заместитель председателя правления по работе с персоналом |
Таблица 3. План работы с персоналом (фрагмент)
Наименование мероприятия по работе с персоналом |
Временной период |
Результат выполнения |
Финансовые затраты |
Ответственный |
Заключение с региональными кадровыми агентствами договоров о подборе ключевого персонала а филиалы Банка |
15.01.2006 – 15.03.2006 |
Своевременный подбор ключевого персонала требуемой квалификации в филиалы Банка при посредстве отобранных кадровых агентств в регионах |
Требования конфиденциаль- ности не позволяют опубликовать в настоящей статье сведения о финансовых затратах |
Заместитель председателя правления по работе с персоналом |
Доработка должностных инструкций |
11.01.2006 – 11.03.2006 |
Комплект должностных инструкций, четко определяющих основные задачи работников, их обязанности, квалификаци-онные требования к должности, список документов, кото- рыми сотрудник должен руководствоваться при выполнении своих обязанностей, порядок назначения и освобождения от должности, место должности в организационной иерархии, права и ответственность работника. Доработанная должностная инструкция призвана оказывать помощь в оценке и повышении квалификации работников, сокращении временных затрат при введении нового сотрудника в должность, а также позволять обосновать размер оплаты труда, в том числе при проверке контролирующих органов |
Консалтинговая компания |
Третий столбец («Результат выполнения») служит основой для оценки эффективности кадровых мероприятий по истечении отчетного периода.
Данные четвертого столбца («Финансовые затраты») включаются в бизнес-план Банка и являются ограничительным фактором при реализации обозначенных мероприятий.
Пятый столбец («Ответственность») также заполняется по данным табл. 2.
Фрагмент плана работы с персоналом приводится в табл. 3.
После определения всех необходимых мероприятий, сроков начала и окончания работ, результатов их выполнения, требуемых финансовых затрат и назначения ответственного исполнителя заместитель председателя правления осуществил детальную доработку каждого мероприятия совместно с консультантами и сотрудниками, которые должны непосредственно принимать в нем участие.
* * *
В заключение хочется обратить особое внимание читателей на то, что информацию о разработанных мероприятиях необходимо передать с уровня топ-менеджмента на уровень руководителей среднего звена и ведущих специалистов. Именно это обеспечит использование политики управления человеческими ресурсами в качестве действенного инструмента управления, а также приверженность сотрудников компании разработанной программе действий.
Журнал «Управление компанией», № 4, 2007
|